На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<
1. Этико-экономическое учение Евангелия и Апостолов.

Обращаясь как к богатым, так и к бедным жителям Палестины Спаситель  учит, что приобретение имущества может быть оправдано только необходимостью удовлетворять свои земные потребности. Он неоднократно говорит, что они необходимы человеку, как средство и способ поддерживать свое телесное существование (Мф. 6, 32). Человек имеет, стало быть, известную долю власти над своей собственностью; однако он не есть неограниченный владыка данных ему земных благ, так как обязан дать отчет Богу в их употреблении (Лк. 12, 42–48; 16, 1–13). Являясь другом бедных, Спаситель не обещает им, однако, земных благ.

Господь говорит, что употребляющий свое богатство не согласно с волей Божией, навлекает на себя вечное осуждение. Тот, кто накопил много добра, но не умеет им правильно воспользоваться — перед Богом не богат (Лк. 12, 21). Напротив, бедняк, смиренно претерпевающий бедность, получит блаженство в будущей жизни (Лк. 16, 19–31).

Притча о блудном сыне осуждает пример крайней расточительности, которая приводит к полнейшей нищете (Лк. 15, 11–32). С другой стороны, Спаситель порицает случаи, когда приобретение денег обращается в идолослужение, и гордость и самоуверенность почерпаются из обладания богатством Мф. 6, 24. Лк. 12, 15–20; 16, 13). Также точно Он порицает людей за преувеличенную заботу о материальных благах, указывая на то, что это менее всего подобает избранному Богом народу (Мф. 6, 32; Лк. 12, 30).

Спаситель нигде не запрещал частную собственность, напротив, всегда ставил ее под защиту закона, и никогда не требовал всеобщего уравнения имущества (Мк. 10, 19). Наконец, по учению Иисуса, земные богатства вместе с удовлетворением собственных насущных потребностей и нужд бедных должны служить также на пользу Церкви и общества. В этом смысле Он признавал справедливым вносить подать на храм и платить дань кесарю
(Мф. 17, 27; 22, 21).

Однако, по Божеству Своему, Господь проявлял свою высшую власть над природой и человеческим имуществом. При изгнании торгующих из храма, Он опрокинул столы, а также повелел засохнуть смоковнице, на которой не оказалось плодов (Мф. 21, 12, 19; Мк. 11, 15–17, 21; Ин. 2, 13–18).

Сам Спаситель большую часть своей земной жизни прожил как бедняк, но отнюдь не как совершенно неимущий. Он и сам занимался обыденной работой. Его называют не только сыном плотника, но и плотником в прямом смысле слова (Мф. 13, 55; Мк. 6, 3), но когда Он начал свое общественное служение, то совершенно отказался от работы для насущного хлеба. Вся Его деятельность была поглощена мессианским служением.

Участие Иисуса в трудовой жизни и занятие ремеслом показывают, что Он считал труд обязательным, и делал исключение лишь для лиц, особо призванных служить спасению людей (Мф. 10, 5–10; 19, 21; Мк. 6, 7–9; Лк. 9, 1–3; 10, 1–9; 12, 33). Этим Он определил их право жить на счет заработков экономически активного населения. Спаситель лишь постольку освобождал Себя от забот о необходимом, поскольку дозволял другим заботиться о Нем, или находил возможным устранять нужду и голод при помощи чуда.

Заботу о земных делах Учитель сложил с себя и предоставил апостолам заботиться обо всем необходимом, а последним помогали в этом некоторые благочестивые женщины. Один из апостолов носил сумку, в которую клали милостыню (Лк. 8, 1–3; Ин. 4, 8; 12, 6; 13, 29).

Таким образом, Иисус решительно отрекся от обладания каким-либо имуществом или материальными благами. Но это отречение вытекало отнюдь не из фарисейской боязни запятнать себя прикосновением к благам этого миpa или из осуждения доставляемого ими наслаждения. Напротив, Он совершенно свободно пользовался при случае земными благами. Он принимал приглашения на брачные пиры; Он охотно сравнивал небесное блаженство с радостным брачным пиршеством. По понятию фарисеев, Он так мало соблюдал посты, что они даже упрекали Его (Мф. 11, 19; Лк. 7, 34; Ин. 2, 2).

Что касается имущества первых христиан, то известно, что члены иерусалимской общины продавали свои дома и земли для того, чтобы вырученные деньги распределялись между нуждающимися членами общины (Деян. ап. 2, 44, 45; 4, 34, 35). Таким образом, они в своем отношении к земному богатству стремились уподобиться Христу и в то же время проявляли в высшей степени деятельную любовь к ближнему. Воспринимая с крещением новую жизнь, отличную от языческой и иудейской, они вместе с тем, приносили в жертву свое имущество, так высоко ценившееся в их прежней жизни.

Справедливое распределение полученных общиной благ возлагалось на диаконов — особых церковнослужителей, к которым затем перешло распределение пособий, собираемых для бедных. Так возникли основы церковной благотворительности (Деян. ап. 6, 1–6). Выдающийся пример благотворительной деятельности первых времен христианства представляет также Тавифа, которую по просьбе бедных апостол Петр поднял со смертного одра (Деян. aп. 9, 36–41).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †