На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<
1. Этико-экономическое учение Евангелия и Апостолов.

<<<...   По мнению свв. апостолов, в Церкви не должно существовать никакого различия между бедными и богатыми, и не хорошо предоставлять богатым почетное место и относиться с презрением к бедным (Иак. 2, 2). Апостол Иаков очень высоко ставил милостыню (Иак. 1, 27). Милостыня служит доказательством того, что творящий ее остается выше страстей миpa. Tе, кто не проявляет милосердия, будут судимы без милосердия; им не поможет даже вера, ибо вера без дел мертва. Любовь — не в словах, а в реальной помощи ближнему (Иак. 2, 13–26).

Ясный ум апостола Павла в укладе экономических отношений своего времени усматривает симптомы того отчуждения от Бога, в которое вследствие своей греховности погружен языческий мир. В частности, он осуждает стремление людей к наживе и замечает при этом, что они пренебрегают правами и потребностями ближних, наживаются нечистыми средствами, от чего страдает их любовь к ближнему. Участие в скорби ближнего, наоборот, способствует обогащению души и «всякой нужды» (Рим. 1, 29, 31; Фил. 4, 15–19).

Апостол Павел указывает на то, что с корыстолюбием связан целый ряд таких отрицательных явлений, как зависть, взаимная вражда, распри, скупость, обманы, жестокость и сухость сердца, гордость и чувственные наслаждения (Рим. 1, 29–31.; Гал. 5, 19–21; Еф. 5, 5). Он призывает к тому, чтобы даже само это слово, которое он приравнивает идолослужению, никогда не упоминалось среди христиан (1 Кор. 5, 11; Ефес. 4, 22; Кол. 3, 5).

   Апостол Павел увещевает христиан в виду короткого земного времени, отрешиться от привязанности к житейским благам (1 Кор. 7, 29–31). Их должна отличать умеренность. Стремление к накоплению опасно и неразумно, так как в будущей жизни невозможно воспользоваться земными богатствами (1 Тим. 6, 6–11; Евр. 13, 5). Богатый должен уповать на Бога, а не на свои богатства, и использовать их для достижения блаженства в будущей жиз-ни (1 Тим. 6, 17).

Апостол сам избрал для себя жизнь бедняка, но при этом не боялся пользоваться гостеприимством состоятельных христиан, уподобляясь и в этом Христу (Фил. 4, 12–14). Однако весьма важно то, что апостол Павел, не позволял себе жить на средства тех, кому проповедовал Евангелие, а предпочитал зарабатывать все необходимое для жизни личным трудом. Своим трудолюбием он хотел, как это видно из его собственных слов, снискать среди верующих уважение к труду вообще. Он хочет, чтобы они добывали себе хлеб насущный работой, а не деловой суетливостью Деян. Ап. 20, 33–35; 1 Кор. 4, 12;
1 Фес. 2, 9; 2 Фес. 3, 8, 9).

Равенство и соглашение между богатыми и бедными он представляет только как де-ло любви к ближним. Верующие должны оказывать гостеприимство, кормить голодных и поить жаждущих, не делая различия между врагами и друзьями (Рим. 12, 13–17; Еф. 4, 28; 1 Тим. 5, 10). Эти дела милосердия должны творить не только богатые, но и всякий вообще, кто зарабатывает своим трудом более, чем ему необходимо для жизни. Обязанность христиан помогать в нужде друг другу он основывает на том, что они вcе вместе составляют одно органическое целое. Подаяние, собранное им для бедной иерусалимской общины, он считает даром любви, оно было собрано верующими добровольно и соразмерно достатку каждого из них.

Рабам апостол Павел советует служить добросовестно и тем снискать себе высшее небесное милосердие. Господам напоминает о том, что Бог не проводит различия между рабом и свободным и что вообще не должно существовать никакого лицеприятия (Еф. 6, 5–9). Апостол Павел — безусловный сторонник принципа, что каждый может спастись в своем звании; поэтому пусть каждый остается в сословии, к которому принадлежит. Он увещевает рабов терпеливо нести бремя рабства, ибо перед Богом они все свободны (1 Кор. 7, 21–24).

Все то, что приобретено честными способами, — считает апостол Павел, — составляет частную собственность. Каждый имеет право распоряжаться своим имуществом, и если ему будет угодно, то может и увеличивать его путем покупки. Отсюда видно, что апостол Павел не был противником частной собственности; для защиты ее он, подобно Спасителю, ссылается на десять заповедей и объявляет недостойными царства Божия всех, кто посягает на право собственности (Рим. 1З, 9; 1. Кор. 6, 10; Еф. 4, 28).

При этом апостол Павел подчеркивает, что необходимо делать взнос совершенно свободно, без принуждения и неудовольствия. Каждому следует в течение недели что-нибудь откладывать и таким образом понемногу собирать столько, сколько он может (1 Кор. 16, 1, 2.; 2. Кор. 9, 7). Известно, что и вдовы, которым никто не мог помочь, получали содержание от общины. Однако имевший благосостояние, должен был сам заботиться о родне (1 Тим. 5, 16).

Особую группу обязанностей, связанных с владением имуществом составляют обязанности по отношению к мирским и духовным властям, которым должно платить подати и налоги (Рим. 13, 7). Апостол Павел неоднократно повторяет, что духовные власти имеют право на содержание от общины. Он основывает это право на словах Спасителя, признавшего его за апостолами. С одной стороны, апостольская проповедь есть труд, и труд очень большой, с другой — верующие, поддерживая по мере своих достатков апостолов и их учеников, вознаграждают их за ту пользу, которую получают от апостольской проповеди (1 Кор. 9, 4, 7–14; Фес. 2, 7; 2 Тим. 2, 4).

Желая научить верующих правильно распоряжаться своим имуществом, апостол Павел часто напоминает им, что все их добро — от Бога. А если земные блага составляют дар Божий, то пользоваться ими следует с благими, а не с греховными целями (2 Кор. 9, 8; 1 Тим. 6, 17).

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †