На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТЕСТИНА Я. В.

на VII Международной научно-практической конференции "Время и деньги в аналитической терапии"
Тема:
Традиционное отношение русского человека к деньгам и времени
Уважаемые господа, коллеги!
Надеюсь, что из этого доклада вы узнаете кое-что интересное о том, как в России исторически формировалась традиционное отношение к деньгам.

Для начала я хочу прочитать одно письмо: «Деньги сами по себе, или  вернее по цели, назначенной им от Бога, - вещь весьма полезная. Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы рассчел людей? Были бы вечные споры, ссоры и даже драки до убийства, а малыми монетами, или даже ничтожными бумажками люди избавляются от этого, даже и сами того не понимая.

Вред не от денег, а от безрассудной жадности или скупости или от злоупотребления. И, пожалуй, от неправильного пренебрежения. Пользуйся ими правильно, и будешь спокойна. Мир тебе и благословение!» Так в 19 веке сформулировал отношение к деньгам почитавшийся в среде русской просвещенной публики духовный учитель и старец Амвросий Оптинский. (1812 - 1891 Письмо №380) (Ф.М.Достоевский, К.Н.Леонтьев, М.П.Погодин, А.П.Толстой, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь).

Историческое формирование русской хозяйственной традиции подробно описано в трехтомной Истории России В.О. Ключевского. Взгляды всей плеяды академических историков от Карамзина, Чаадаева, Болотова, до Аверинцева, Лотмана, Лихачева одинаково сходятся во мнении, что в своей экономической основе Русское государство на протяжении всех десяти веков стабильно имело феодальный уклад, определяющий общинную организацию жизни подавляющего большинства (80%) своего населения.Сельская община была объединена родом, хозяйством, верой. Уклад ее жизни регулировался сводами писаных и неписаных законов, которые в основе своей имели традиционную культурную систему ценностей, опиравшуюся, соответственно, на религиозное миропонимание.

Отец социологии М.Вебер в проекте своего труда « Хозяйственная этика мировых религий» предположил, что базовые принципы основых мировых религий формируют экономическое поведение своих адептов. Другими словами, он говорит, что религиозное мировоззрение включает в себя сумму фундаментальных понятий (установок) о том, что собственно есть добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть, дух и плоть, а также основных целей и ограничений человеческой жизни. Эти базовые установки, сознательные и бессознательные, в свою очередь, оказывают влияние на поведение индивида во всех сферах его деятельности. Для раскрытия нашей сегодняшней темы важно одно: экономическое поведение русских людей имело в своей основе религиозно-нравственные нормы христианства на протяжении всех десяти веков русской государственности.

В далекие времена юридические законы служили выражением нравственных. С разницей в 200 лет христианские Новеллы Византийского законодательства Кодекс Юрис Цивилис были заимствованы для государственного строительства двумя великими политическими деятелями. Карл Великий их использовал для того, чтобы сформировать единое политическое и юридическое пространство для европейских князей и племен. Великий равноапостольный князь Владимир, в свою очередь, заимствовал их в качестве основных законов для образованного им союза славянских племен. Хотя процессы развития общества протекали там и там по-разному, но их нравственная и юридическая основа была общей (Чаадаев).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †