На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТЕСТИНА Я. В.

на VII Международной научно-практической конференции "Время и деньги в аналитической терапии"
Тема:
Традиционное отношение русского человека к деньгам и времени

<<<...   Не только политическая, но и экономическая основа была унаследована из Византии, как русской, так и европейской христианской цивилизацией. История экономических учений благодарит греков за систематическое описание хозяйственной деятельности людей, которое получило у них название «экономика». (По гречески: Ойкос-Дом, Номос-Закон.) На славянский было переведено буквально: «Домостроительство». С таким названием и пришел этот переведенный сборник византийских законов, регулирующих имущественные и гражданские дела, в русский быт. Русская Правда, Уставы Великих Князей, через решения Стоглавого собора принесли и развили эту традицию на русской почве. В качестве ремарки замечу, что такого рода дела находились в юрисдикции епископов. Князья совершали суд по уголовным и политическим делам. Таким образом, действенный контроль за исполнением нравственных норм хозяйственной жизни осуществляла христианская церковь в лице епископов.

Каковы же, наконец, эти нормы, кто, где, когда и зачем их формулировал? Можно ли их рассматривать как нечто целое, закономерное?

Домостроительство (экономика) в понимании русского человека прежде всего духовно - нравственная категория, определяющая способ пребывания человека на земле. Труд понимается, как целесообразная деятельность, как добродетель и нравственное деяние, подчиненное незыблемым правилам бытия, его надо исполнять приготовясь и помолясь. На первом месте среди ценностей находятся трудолюбие, добросовестность, бережливость, соблюдение справедливых отношений, внешней и внутренней чистоты.

Самообеспечение и самоограничение – важнейший принцип. «Что сам можешь сделать, за то денег не плати», «Без денег проживу, лишь бы хлеб был», «Без денег сон крепче». Бережливость во всем: «Береж лучше прибытка», «Копейка рубль бережет». Определена и нравственная мера в накоплении – достаток. Она отлична от избыточного накопления- богатства, которое воспринималось с негативным отношением.

«Лишние деньги- лишние заботы», «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «От своих трудов сыт будешь, а богат не будешь», «Пусти душу в ад – будешь богат», «Мужик богатый, что бык рогатый», «Деньгами душу не выкупишь», «Богатый совесть не купит, а свою погубит», «Богатство родителей- порча детям».

По мнению большинства авторов, в России сложилось иное, чем на Западе отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода получает свое выражение в деньгах, для русских свобода – это независимость от денег, он видит в стяжательстве опасность кабалы, связывающей и обедняющей его жизнь. Отсюда понятно, почему Ф.М.Достоевский писал, что русский народ оказался, может быть единственным из великих народов, который устоял перед натиском золотого тельца.

Деньги для крестьянина не золотой телец, объект поклонения, они играют служебную роль в соответствии со своими функциями. Деньги как мера труда « Трудовая денежка крепкая». Деньги как мера счета и платежа «Без счета и денег нет. Деньги счет любят, а хлеб меру. Деньги счетом крепки», «счет не обманет, всю правду скажет», «Кому как верят, так и мерят», « Мера всякому делу - вера, счет да мера - безгрешная вера». Ростовщичество, как источник неправедного богатства осуждалось. Мелкие ссуды как правило, зерном, мукой принято было давать не только без процентов, но и без срока.   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †