На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТЕСТИНА Я. В.

на VII Международной научно-практической конференции "Время и деньги в аналитической терапии"
Тема:
Традиционное отношение русского человека к деньгам и времени

<<<...   В своей работе «Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве», С. Н. Булгаков объясняет христианское понимание вопроса о собственности: «Известно, что в первохристианской письменности, а равно и у отцов и святителей церкви, имеются резкие осуждения частной собственности… Однако при ближайшем рассмотрении можно видеть, что вся энергия этих осуждений относится не столько к собственности, сколько к собственникам, в которых клеймится эгоизм и черствость при пользовании собственностью. От собственников требуется известное поведение — именно исполненная доброжелательства помощь бедным и вообще полезное и разумное пользование богатством, вплоть до полного отказа от собственности во имя Христа. «Итак, если христианство во внемирном своем устремлении сверхкультурно, сверхисторично и сверххозяйственно, то в своем историческом лике оно дает идеал аскетической культуры и, в частности, аскетического хозяйства. Жизнь человеческая представляет собой непрестанное противоборство добр а и зла, по чему всякая человеческая деятельность должна стоять под религиозно-этическим контролем и отмечена дуализмом, причем этот дуализм все более обнажается с историчеcким развитием».

Николай Александрович Бердяев (1874 –1948) письмо двенадцатое озаглавил: «О хозяйстве». Здесь читаем: «Наша историческая эпоха окрашена в цвет экономизма. Никогда еще не сознавалось так значение хозяйства в человеческой жизни, никогда еще человек не ощущал такой зависимости от экономики. Не случайно в нашу эпоху была создана теория экономического материализма, которая лишь отражала состояние европейского общества, где духовная жизнь человека попала в рабство к жизни материальной.

Не случайно, с противоположного полюса духа, в наше время, христианский мыслитель С.Н. Булгаков создал своеобразную хозяйственную религиозную философию в своей «Философии хозяйства» и в ней провозгласил софийность хозяйства».

Хозяйственность есть и в «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова, который замечает, что гнет экономизма явился результатом потери всякой священной санкции хозяйственной жизни, и приводит к нужде, которая есть выражение некосмического состояния мира».

«Хозяйство не есть явление мертвой, материальной природы, оно насквозь пропитано духовными энергиями человека и предполагает общение между человеком и природой, их взаимопроникновение. Труд есть явление духа, а не материи, он имеет духовные основы. Рост материальных производительных сил предполагает целесообразную энергию, творческую инициативу человека в отношении к природе. И материальное потребление не может быть единственной целью хозяйства. Им движет и созидательный инстинкт человека. Социальный организм не может быть дуалистически разорван, и нельзя в нем материальную сторону мыслить отвлеченно. Такое отвлечение материальной жизни и обездушивание ее порождает целый ряд болезненных явлений».

«Часто забывают, что хозяйство есть обнаружение силы человеческого духа и что через него осуществляется миссия царственного призвания человека в природе. Хозяйственная жизнь не может быть ни господствующей, ни самодовлеющей. Она должна быть подчинена высшим началам жизни. Тогда лишь хозяйство осуществляет свою миссию регулирования стихийной природы. Хозяйство не допускает смертоносного торжества стихийных сил, оно ограничивает власть смерти в природном порядке. В хозяйственном акте есть мистериозная сторона, которая мало сознается в наш секуляризованный век. Добывание из природы хозяйственных благ есть духовное действие, в котором недра природы раскрываются для приходящего владеть ею мужа».   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †