На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТЕСТИНА Я. В.

на VII Международной научно-практической конференции "Время и деньги в аналитической терапии"
Тема:
Традиционное отношение русского человека к деньгам и времени

<<<...   «Великие злоупотребления возможны в связи с собственностью. И собственность не может быть признана абсолютным и высшим началом, поэтому она должна быть ограничена и подчинена более высоким началам. Власть человека над природными стихиями должна иметь онтологическую основу. Отношение человека к хозяйственному процессу может принимать ложное направление в две противоположные стороны: или отрицается долг хозяйствования, императив производительности, или человек порабощается хозяйству, обоготворяет экономику. Духовное отношение к хозяйству предполагает аскетику, ограничение похоти жизни. И если народы хотят духовно возродиться, то им придется вступить на путь аскетического самоограничения и одухотворения хозяйственной жизни».

Н.Н.Алексеев: «Современный западный человек забыл, что он живет в мире оформляемой им и данной ему материи, он привык считать мир исключительно своим, душа его питается жаждой беспредельного завладения миром и господства над ним. Он возомнил себя царем природы, который имеет безусловные права властвовать и присвоять. Он — единственный, а мир — его исключительная собственность. Восточному человеку гораздо более доступно понимание истины, что не человек сотворил мир и что потому человеку и не принадлежит право безусловного присвоения мира».

«Когда мы подходим к характеристике второго пути отрицания собственности — пути аскетического нестяжательства, который часто смешивается с коммунизмом в современном понимании, мы видим, что между ними очень мало общего. Аскетический идеал безразлично относится к началу организованного человеческого труда, направленного на обработку вещей в целях их присвоения. Таков смысл известной нормы не сеять, не собирать в житницы, жить, как птицы небесные Ошибочно думать, что это есть идеал лености, — истинная аскеза требует самой напряженной работы, но работа направлена вовнутрь, на овладение духовным миром, на духовную дисциплину и духовный опыт, а не на производство материальных благ. Аскетический идеал, как мы сказали, не есть идеал богатства, но идеал материального воздержания». Русская философская школа просуществовала до 1924 года, когда оставшиеся в живых ее представители были высланы из страны.

Дальше началось торжество материализма. В советский период денежное обращение жестко ограничивалось, обслуживая в основном нужды советского государства. Классики марксизма умерли, не успев описать как должна бытьустроена эта сфера, и рассуждать или спорить на эту тему было крайне опасно. Новые хозяева страны экспериментировали, как могли: военный коммунизм, НЭП, коллективизация, индустриализация, милитаризация, одним словом, строили социализм. Перестройка 1985 года начала новый, современный этап: теперь строим капитализм. Снова поменялись ценности, приоритеты, уклад экономический и политический. Собственной русской модели реформ нет, используются американские, которые по своей ценностной структуре подходят к русской традиции, как дюймовые гайки к метрическому болту. А впереди новая напасть – глобализм с его апокалиптическими идеями. Как устоять?

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †