На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

ВЫСТУПЛЕНИЕ ТЕСТИНА Я. В.

на VII Международной научно-практической конференции "Время и деньги в аналитической терапии"
Тема:
Традиционное отношение русского человека к деньгам и времени

<<<...   На рубеже 20 века, в предверии грядущих великих социальных перемен велась активная полемика о различных аспектах жизни русского общества, включая экономический. В ней приняли участие не только экономисты, но также известные мыслители, историки, богословы, философы. Благодаря трудам этих замечательных людей появилась возможность осмыслить русские традиции хозяйствования, и те отношения, которые они выражают. С.Н.Булгаков определил их структуру как трехчастную, а именно: нравственный уровень, или отношения с Богом, психологический уровень, или отношения с другими людьми, и, наконец, технологический уровень, или отношение людей к природе. Русская экономическая мысль отвергала идею примата материальных отношений над личностью человека. Особенно ярко эту идею выражает В.С.Соловьев. «Первое общее условие ,- пишет он,- состоит в том, чтобы область экономической деятельности не обособлялась, и не утверждалась, как самодовлеющая. Это требование имеет характер религиозный: не ставить Маммона на место Бога, не признавать вещественное богатство абсолютным благом, и окончательной целью человеческой деятельности. Второе условие состоит в том, чтобы не унижалось человеческое достоинство производителей, не ценить их ниже бездушных вещей, но чтобы каждому были доступны материальные средства для достойного существования и развития. Это требование человеколюбия. Необходимое третие условие, на которое мало обращают внимания, заключено в заповеди труда: возделывать землю. Возделывать,- не значит истощать и разрушать ее, а, значит улучшать, украшать, приводить в большую силу и полноту бытия. Ее подчиненное положение не делает ее бесправной. Она имеет право на нашу заботу и любовь. Цель труда, по отношению к живой природе, не ограничена дованием из нее вещей и денег, а заключается в одухотворении вещественного».

В.С.Соловьев, «Оправдание добра»: «В христианстве требуется вовсе не отречение человека от внешнего воздействия на природу и от культурного труда, а только перестановка жизненных целей и волевого центра тяжести. Внешние предметы, за которыми большинство людей гоняется, как за целями, должны всецело стать лишь средствами и орудиями, а внутренние силы, собранные и сосредоточенные в себе, должны быть приложены, как могучий рычаг, чтобы поднять тяжесть вещественного бытия, подавляющую и душу человека и душу природы.

Нормальный принцип экономической деятельности есть экономия, сбережение, скопление психических сил через превращения одного вида душевной энергии (внешней, экстенсивной) в другой вид энергии (внутренней, интенсивной). Человек или расточает свою чувственную душу или собирает ее. В первом случае он ничего не достигает ни для себя, ни для природы, во втором, во втором он исцеляет ее и спасает себя. Организация в самом общем своем определении есть координация многих средств и орудий низшего порядка для достижения одной общей цели высшего порядка».

В.Ф.Эрн: «Живой нерв собственности имеет своим седалищем сознание. И если он тут уничтожен — собственность рассыпается, как ожерелье с перерезанной ниткой. Собственность подобна жидкости, которая сдерживается стенками сосуда. Стенки эти определяются не чем-то внешним, а внутренним психическим моментом присвоения — «мое»; поставлением границы, предела для другого. Когда порыв ко Христу разбивает эти стенки, то от собственности не остается ничего. Она растекается, и не растекаться не может: «Кто имеет достаток в мире и видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, как пребудет в нем любовь Божия?» (1 Ин. 3, 17; Ср. Иак. 2, 15-16). Сколько же дней, вернее часов просуществует этот достаток, если каждого брата, каждую сестру обогреть и напитать?»

Мысли Сергея Николаевича Булгакова (1871–1944) составили целую книгу, названную «Философия хозяйства». В ней крупнейший русский философ, богослов и историк описывает и формулирует духовные и психологические основы хозяйствования. Например: «Хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все другие стороны человеческой деятельности и труда. Дух хозяйства (например, «дух капитализма», о котором теперь много пишут и притом такие выдающиеся представители экономической науки, как Вернер Зомбарт и Макс Вебер), есть, опять-таки не фикция, не образ, но историческая реальность. Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип «экономического человека», порождаемый духом хозяйства. Понимание хозяйства, как явления духовной жизни, открывает глаза на психологию хозяйственных эпох и значение смены хозяйственных мировоззрений. Понимание хозяйства как творчества, дающего место свободе, приводит также к описанию этики хозяйства и его эсхатологии».   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †