На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
На главную На главную
  † На главную † Контакты †
На главную

Святой Блаженный Иероним Стридонский

- Да будут одежды твои светлы -

  • Икона Св. бл. Иеронима.

Блаженной памяти подвижник

<<<...   Вместе с Бонозом Иероним достигает Галлии, занимаясь учеными изысканиями, но и обращаясь к религиозному общению. Теперь он постепенно проникается мыслью об уединенной аскетической жизни — о монашестве, вспоминая своих аквилейских знакомых как общество блаженных и мечтая подвизаться среди них. На берегах Рейна он дает обет посвятить себя Богу. С этим желанием он возвращается в Аквилею. Но семейные дела вызывают его на родину, в Стридон. В первую очередь это слухи о дурном поведении сестры, в котором Иероним впоследствии винит Стридонского епископа Люпицина, оставившего паству без должного надзора, и тетку Касторину, с которой жестоко рассорился по этому поводу. Здесь Иероним неожиданно для себя понимает, что ему не стоит избирать Аквилею местом пребывания и что монаху следует держаться подальше от городов и родственных связей. Отзвуки этих переживаний и открытий находим, в частности, в письмах к Павлу и к Люцинию, где Иероним спешит поделиться накопленным монашеским опытом.

В 372 году вместе с пресвитером Евагрием он отправляется на Восток, посещая Фракию, Понт, Галатию, Каппадокию и Киликию. Достигает Сирии. На пути его постигает тяжелая болезнь, и он остается в Антиохии, в доме Евагрия. Здесь он занимается списыванием книг, пополняя свою библиотеку, с которой не мог расстаться. Здесь же он пишет первую книгу, пытаясь толковать Священное Писание (Книгу пророка Авдия), которую он впоследствии называл юношескими упражнениями, а не книгой.

Спустя два года Иероним наконец удаляется в пустыню Халкидонскую, о которой блаженный Феодорит писал, что она была наполнена «бесчисленным множеством иноков, которые в телах, подверженных немощам природы, жили как бесстрастные». Занимаясь богомыслием, чтением книг и молитвой, Иероним и теперь, как впоследствии, не чуждается телесного труда. Будучи ученым монахом, он тем не менее считает физический труд должным и необходимым для монашеской жизни, о чем также упомянет в личной переписке.

Руфин тоже отправился на Восток с блаженной Меланией, матерью Августина, которая к тому моменту овдовела и потеряла двоих детей. Узнав, что Руфин находится в Александрии, Иероним пишет ему письма, полные преданности и любви. Но не только Руфину пишет подвижник. Из пустыни Халкидонской блаженный Иероним старался поддерживать общение со всеми близкими людьми и, конечно, призывал к аскетическим подвигам.

Находясь в борьбе с нечистыми помыслами и не испытывая от них послабления, Иероним прибавляет к своим трудам изучение еврейского языка. Он поставил себе цель не только изучить его для чтения Священного Писания, но также усвоить его в совершенстве, вместе с идиомами и поговорками. Однако несколько раз отчаявшись в этом деле и начав сначала, он достиг некоторых успехов и добавил к изучению халдейский. В этих его опытах появляется и иная цель: послужить Церкви, истолковывая Священное Писание.

Тогда же и другое искушение владело Иеронимом — пристрастие к языческим авторам. Постясь и молясь, он нередко открывал книги своей библиотеки, получая удовольствие от изящной словесности греческих и римских классиков. Сознавая противоречие в себе, он не мог сам отрешиться от него, пока наконец не был удостоен Божественного вмешательства, о котором мы знаем по его собственному свидетельству. Во время Четыредесятницы им овладела горячка и он находился при смерти. Окружающие уже было готовились похоронить его. Тогда он был представлен пред лицем Судии, окруженного таким светом и величием, что Иероним пал на землю. На вопрос, какого он исповедования, Иероним отвечал: христианин. Но услышал от Бога: ты обманываешься, ты цицеронист, а не христианин, ибо творения Цицерона совершенно овладели твоим сердцем! Тогда Иероним дал обет Богу не читать больше языческих книг. И очнувшись в потрясенном состоянии, обилием слез убедил всех вокруг в истинности видения.   ...>>>

   
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †