<<<...
Однако, отрекшись от сердечного услаждения в этих книгах, он впоследствии стал опять цитировать их, за что подвергся обвинениям в клятвопреступлении со стороны Руфина, когда тот ополчился на него. Но Иероним не изменил своему обету: от этого увлечения он отрекся навсегда. Целью подобного цитирования было свидетельствование христианской веры на языке, доступном миру. Отвечая на подобные обвинения, Иероним замечает, что и в Апостоле есть стихи Менандра (Худые сообщества развращают добрые нравы - 1 Кор. 15, 33) и народные поговорки.
В силу сложившихся обстоятельств, блаженный Иероним не смог долго оставаться
в возлюбленном уединении. В Антиохии в начале шестидесятых годов IV столетия появились одновременно два епископа
— Мелетий и Павлин. Избранный в 358 году с согласия православных и ариан, так как те и другие считали его своим
сторонником, Мелетий в действительности оправдал надежды православных. Но ввиду того, что он был избран не
без содействия ариан, православные ревнители, с любовью чтившие память великого иерарха Антиохийской Церкви Евстафия,
несправедливо низложенного по проискам ариан, отделились от Мелетия во главе с пресвитером Павлином,
который в 362 году был возведен в сан епископа. Положение дела осложнилось, когда в 376 году в ту же Антиохию
был поставлен третий епископ Виталий. Раздоры между партиями усиливались еще богословскими спорами,
сосредоточенными на вопросе о достоинстве и равночестности Лиц Пресвятой Троицы. Эти распри проникли и в соседнюю
Халкидонскую пустыню, где подвизался блаженный Иероним. В письме к папе Дамасу он сетует на нарушение пустынного
уединения, вызванного указанными причинами, и просит указать, как ему вести себя в сложившейся ситуации.
Чем далее шло время, тем более усиливались раздоры в Антиохии, а вместе с этим увеличивалось и беспокойство,
причиняемое блаженному Иерониму. Вскоре Иероним удалился из пустыни в Антиохию, вероятно, к своему другу Евагрию.
В Антиохии он присоединился к общине Павлина; последний и рукоположил его во пресвитера.
Но и здесь он пробыл недолго; привлекаемый славой о Григории Назианзине как церковном учителе, блаженный Иероним отправился в Константинополь, епископом которого в это время и был святой Григорий. Впоследствии блаженный Иероним не раз вспоминал, как много он обязан святому Григорию, руководившему им в изучении Писания. Здесь же, в Константинополе, Иероним встретился с христианским богословом-философом Григорием Нисским, который читал ему свое только что написанное сочинение против еретика Евномия, погрешавшего против православного учения о Святой Троице.
В конце 381 года папа Дамас вызвал Иеронима в Рим на Собор по делам злополучного раскола в Антиохийской Церкви. В Риме блаженный Иероним тотчас же получил должность секретаря у папы и Собора. Отцами Собора блаженному Иерониму, между прочим, поручено было изложить исповедание веры, направленное против еретического заблуждения Аполлинария.
В начале своего пребывания в Риме блаженный Иероним за аскетический образ жизни,
за ученость и красноречие пользовался всеобщим уважением и широкой известностью. Ему всячески пророчили быть
преемником папы Дамаса на Римской кафедре. Но спустя недолгое время Иероним стал предметом ожесточенной ненависти.
Будучи смелым и искренним проповедником, он, как водится, легко нажил себе врагов. Собственные ошибки юности
заставляли его быть непримиримым борцом со всякого рода светскими удовольствиями и поблажками. Он обличал как мирян,
так и клириков, а они подчас не останавливались перед клеветой, пытаясь заглушить проповедь, звучащую из его уст.
Недовольство вызывала положительная оценка, данная Иеронимом трудам Оригена, который был признан еретиком.
Иероним же объяснял, что переводит и использует ту часть творчества Оригена, которая не содержит вероучительных
ошибок и, напротив, имеет большую духовную ценность. Враждебность особенно усилилась после его письма к Евстохии
о хранении девства. Письмо это как раз обличало нравы римского общества, не исключая Пороков духовного сословия.
Некоторые выражения этого письма вызвали негодование у Руфина. В частности, ему не нравилось выражение
«теща Христова» в отношении к матери девушки, посвятившей себя Христу.
...>>>
|