<<<...
Первые десять лет в Вифлееме оказались самыми плодотворными. Но старость и болезни брали свое. Много терзаний
доставила ему полемика, которую он не оставлял, находясь в уединении. Он написал три обличительные книги против
инока Иовиниана; был вовлечен в спор об Оригене, убедил блаженного Августина отказаться от ошибочного мнения:
Августин считал излишним перевод Священного Писания с еврейского языка. В письмах к блаженному Августину уже чувствуется усталость Иеронима как полемиста. Всю свою жизнь он обличал лиц, высказывавших взгляды, несогласные с учением Церкви, защищал свои воззрения в случае нападок на них со стороны клеветников, бывших друзей, а также тех, кто просто исповедовал другую точку зрения. В конце жизни ему хотелось покоя, который и был видимо дарован ему от Господа: за последние девять месяцев перед смертью Иероним не написал ни строчки, предположительно по причине болезни.
Особое место в литературном наследии блаженного Иеронима занимают письма разным лицам.
Некоторые из них содержат целостные нравственные наставления и являются не столько частным письмом, сколько
общественной проповедью, как, например, вышеупомянутое письмо к Евстохии о хранении девства. В них можно найти
наставление монашествующим и клирикам, не исключая епископов. Имея безусловный дар слова, блаженный Иероним легко
выходит за привычный размер письма и за рамки частной ситуации, легко и много цитирует Священное Писание, впрочем,
отдавая дань некоторым своим любимым стихам из него. Множество толкований на библейские тексты разбросано по его
письмам. По преимуществу это филологические сопоставления, в которых Иероним находит мистический смысл.
Примером такого письма для благочестивого читателя может послужить письмо к Принципии с толкованием на 44-й псалом.
Блаженному Иерониму суждено было пережить не только вести о разорении родного Стридона,
но и падение Рима под ударами готских полчищ в 410 году. А в 411 году и Вифлеем подвергся набегу бедуинов,
и лишь по милости Божией обитель блаженного Иеронима не пострадала. Претерпев различные гонения, скитания и клеветы, пережив многих своих друзей и чад, блаженный Иероним оканчивал свои дни в вожделенной монашеской келий. Он скончался 30 сентября 420 года. Погребен был близ Павлы и Евстохии в пещере, соседней с той, в которой родился Господь наш Иисус Христос.
Память блаженного Иеронима Русская Православная Церковь отмечает в один день
с блаженным Августином 15/28 июня.
|