На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

2. Развитие учения в творениях святых отцов
    (догматическое выражение).

2.1. Учение Отцов Церкви о собственности.

2.2. Учение отцов Церкви о церковном имуществе.

2.1. Учение Отцов Церкви о собственности.

Первая христианская община возникла на римской территории, в столице  небольшой, подчиненной императорскому прокуратору провинции, Иудее. Вскоре последователи нового учения имеются уже почти во всех городах, во всех странах, находящихся под римских владычеством. За пределами Иудеи христианские общины процветают уже во время апостолов в городах Сирии и Финикии, в Малой Азии и на восточных островах Средиземного моря; значительнее всех была община в Антиохии, столице Сирии.

В своем отношении к собственности христиане первых столетий не выходят из обычных рамок. Ерма, автор Пастыря, говорит о своей земельной собственности, как о чем-то вполне естественном (Hermas, Pastor. 3, 1, 2; в дальнейшем все ссылки даются по: Зейпель И. Хозяйственно-этические взгляды отцов Церкви. М., 1913).

Все формы экономической жизни, все разновидности ее, местные и сословные, охватывались христианством. А раз так, то разница между христианами и нехристианами, поскольку она существовала не только в религии, но и в жизни, должна была вытекать не из внешних условий, а из самого отношения христиан ко всему окружающему; она должна была проявляться и во взглядах на экономическую жизнь.

Отцы Церкви видят как в богатстве, так и в бедности хорошую и дурную сторону: как бедность, так и богатство не являются для них абсолютным благом и сопряжены с опасностью и ущербом для человека. Климент Александрийский рисует яркий контраст между жаждой вечной правды и низменным корыстолюбием: первая стремится к высшему и достойнейшему богатству, к бедности желаний, тогда как в последней гнездятся все слабости и пороки людские. Однако не всякий бедняк богат в этом смысле. Можно раздать все свое имущество и все-таки сохранить любовь к нему в сердце своем. Такой поспешный отказ от своего имущества делает человека вдвойне несчастным: с одной стороны ему досаждает непривычная бедность, с другой его гложет раскаяние, его терзает мысль, что он напрасно расточил свое добро (Clem. Alex., Quis dives, 11.).

Бедность, доходящую до недостатка средств, необходимых для жизни, Ерм считает большим несчастьем для человека. При этом и душа подвергается большой опасности: слишком удрученный надеждой не принесет обильного и хорошего плода в вертограде Господнем. Нищета может даже довести человека до самоубийства. Именно из этого следует, что состоятельный должен помогать бедному, иначе он рискует стать убийцей (Hermas, Pastor, 10, 4, 2.). Итак, владение временными благами есть ценный дар Божий.

Мужи апостольские считают имущество вообще чем-то само собой разумеющимся и даже полезным, в смысле тех опасных нравственных последствий, которые вытекают из крайней бедности; поэтому они, не колеблясь, и называют благосостояние даром Божиим. Правда, они предостерегают от слишком высокой оценки земных благ и указывают на опасные для христианина стороны богатства. В силу тесной связи богатства с властью, установившейся в римском государстве, борьба против накопления богатства являлась в то же время борьбой против стремления к почестям и власти. Отказываясь от имущества, христиане раз и навсегда лишали себя доступа к общественным и государственным должностям.

Итак, обладание земными благами имеет также опасные стороны. Забота о своем имуществе может так поглотить человека, что он забудет свой долг. Ерму явилось видение, в котором ему открылась причина несчастья, обрушившаяся на него и его дом: слишком занятый своими денежными делами, он мало заботился о нравственности своих домочадцев. У богатого часто не хватает времени для дел благочестия; а если он и творит молитву, то бессильна она и лишена своего главного достоинства, так как мысли и душа его всецело во власти его богатства; поэтому богатый оказывается перед Богом нищим, тогда как молитва и благочестие бедного делают его богатым; молитва бедного имеет большую силу перед Господом (Hermas, Pastor, 2, 5.).

Однако рассчитывать только на благотворительность богатых не следует. Каждый, по мере сил, должен зарабатывать свое пропитание честным трудом, и никто без нужды не дол-жен делаться бременем для других. Работа есть для каждого долг.

Самое лучшее использование имущества, — это обращение его на дело благотворительности. Награда за это велика, ибо этим путем душа освобождается от оков греховности. Однако это надо делать с толком и давать милостыню только достойным. Особенно Климент Римский и Игнатий Богоносец рекомендуют заботиться о вдовах и сиротах; при случае упоминается также о выкупе рабов, а это вполне в духе апостола Павла. В тeх местах, где не было никаких христианских властей, приношения передавались собственно бедным (Зейпель И. Указ. соч. С. 288.).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †