На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

2. Развитие учения в творениях святых отцов
    (догматическое выражение).

2.1. Учение Отцов Церкви о собственности.

2.2. Учение отцов Церкви о церковном имуществе.

2.2. Учение отцов Церкви о церковном имуществе.

<<<...   Тертуллиан и Киприан, писатели Африканской Церкви, имеют для Западной Церкви такое же значение, какое для Греческой александрийцы. Весьма характерно, что родиной их тоже была местность, игравшая по своей экономической культуре выдающуюся роль среди римских провинций. Поэтому их сочинения содержат данные об экономическом положении христианских общин, мало освещенном в трудах александрийцев, а также некоторые общие идеи (Зейпель И. Указ. соч. С. 299.).

Различие двоякого рода богатств описывается и у них, равно как и указание на то, что богатство не следует ценить слишком высоко, относясь спокойно к его потере. Взимание процентов осуждается на основании Моисеева закона и слов Иезекииля. Св. Киприан по этому поводу ссылается на 14-ый псалом, а Тертуллиан впервые приводить одно из мест Нового Завета (Лк. 6, 34).

От Тертуллиана мы узнаем, что во время богослужебных собраний делаются сборы, размер которых зависит, впрочем, от средств и доброй воли верующих. Далее нам становится известным, на что именно расходуются церковными властями полученные этим путем деньги: они идут на прокормление и похороны бедных, на содержание осиротевших детей, на помощь утратившим работоспособность старцам и потерпевшим кораблекрушение, наконец, на облегчение участи христиан, преследуемых за веру и сосланных на острова или каторжные работы в рудниках (Зейпель И. Указ. соч. С. 299. С. 301.).

Кроме обычных сборов имели место также сборы чрезвычайные; когда требовалась быстрая и энергичная помощь в случае, какого либо особого несчастия, общины помогали одна другой. Если община не могла прокормить всех своих бедных, заботу о некоторых из них брала на себя другая община. Кроме того были особые фонды для вдов и сирот. Тертуллиан признает обязанности по отношению к государству (Зейпель И. Указ. соч. С. 299.48). Государство, по его мнению, имеет больше пользы от христиан, чем они от него, ибо нет более аккуратных плательщиков налогов, чем христиане.

Блаженный Иероним призывает христиан к исполнению нравственного долга, в одинаковой степени, как богатых, так и бедных (Зейпель И. Указ. соч. С. 299. С. 304.). Особенно сурово порицает он духовных лиц и монахов, занимающихся мирскими делами или пользующихся престижем своего сана в целях наживы и корысти. В доказательство того, что такие лица существуют, он приводит из-данные христианскими императорами запреты клирикам получать наследство. Всякую роскошь, не исключая трат на дорогие книги, он осуждает. Он хотел бы, чтобы на украшения храмов шли лишь те деньги, которые остаются после удовлетворения нужд бедных. Наконец, он говорит, что подавать милостыню — долг всех, но никто не обязан отдавать все.

Итак, никогда и никого не следует принуждать к полному отречению от имущества. Духовные лица тоже имеют право получать от Церкви плату за свой труд. Если кто-либо, по примеру апостола Павла, добровольно отказывается от своего имущества, то он делает более чем велит долг. Совет Спасителя «продай все, что имеешь» относится ведь к людям совер-шенным, а такими должны быть клирики.

Конечно, на протяжении нескольких веков взгляды изменились, но в основе своей остались незыблемыми, потому что основаны на чисто евангельских принципах. Несколько иным стал способ их выражения. В сочинениях мужей апостольских чувствуется еще непосредственная близость со Священным Писанием; позднее, главным образом у александрий-цев, в терминологии отцов Церкви заметно выступает влияние греческих философов. С другой стороны, например, в оценке труда и торговли, им приходилось преодолевать предрассудки классического мира.

Нравственные вопросы, возбуждаемые различными фактами экономической жизни, требуют своего разрешения. Развитие наблюдается также в сфере административной и фи-нансовой организации христианской общины. Однако никто из отцов Церкви никогда не проповедовал переустройства всей экономической жизни на общинных началах, напротив, все они заняты лишь вопросом о том, каким образом отдельный христианин может согласовать ее с религиозными и нравственными требованиями.

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †