<<<...
Подобно свят. Клименту, Ориген называет Бога источником земных благ и говорит об истинном
и ложном богатстве. Но он проводит и различие: не все блага, которыми владеют люди, получены ими от Бога,
а лишь приобретенные честным путем. Он утверждает, что подданные имеют свои самостоятельные права
на владение имуществом, а вовсе не получили их от императора или короля. На милостыню Ориген смотрит, как на средство
получить прощение грехов (Orig., Contra Cels., 7, 21.).
Святитель Иоанн Златоуст и другие каппадокийские отцы и учителя Церкви считают,
что в идеальном первобытном состоянии людей существовало равенство прав и общее владение земными благами,
а экономическое неравенство образовалось вследствие греховности людей. Богатства не следует домогаться всяческими
средствами, оно от своего непостоянства и опасности возбуждать жажду наслаждений теряет свою ценность.
Христианин знает лучшие богатства, стремление к которым вполне основательно (Зейпель И. Указ. соч. С. 295.).
Если с одной стороны собственность наша так или иначе от Бога, то с другой стороны не надо
забывать, что Бог не дал нам полного права собственности: верховное право Господь оставил за Собой.
У тебя нет ничего своего, — говорит Златоуст, — ни имущества, ни языка, — даже душа твоя принадлежит Богу.
Отнимая у тебя твое имущество, Бог берет лишь назад свою собственность; отнимая у тебя честь и славу, тело и душу,
он берет лишь то, что принадлежит ему (Chrysost., In ep. I ad Cor., hom. 10, 2.).
Св. Иоанн Златоуст проводит строгое различие между благами честно и нечестно приобретаемыми.
С другой стороны, он выступает также против преувеличенной оценки бедности, открывая тут, как и в богатстве,
два противоположных вида: бедность хорошую и бедность дурную.
Бедность и богатство, — говорит Златоуст, — не в деньгах, а в наших помыслах и побуждениях:
тот всех беднее, чьи глаза самые завистливые, самые ненасытные. Не тот беден, у кого ничего нет, а тот,
который желает слишком многого. Не тот богат, кто имеет много, а тот, кому ничего не нужно. Не в собственности дело,
а в самом взгляде на жизнь; богатство и бедность — вопрос миросозерцания (Chrysost., In ep. Ad Philipp. Hom. 2, 5.).
Иоанн Златоуст осуждает показное ограничение потребностей, как нечто противоречащее
христианскому учению, и сравнивает образ жизни Диогена и апостола Павла. Неравенство он трактует не односторонне,
как причину многих экономических зол, а усматривает в нем силу, побуждающую людей, во-первых, исполнять те работы,
от которых они всегда готовы уклониться, а во-вторых, понять свою зависимость друг от друга. При этом Златоуст
высказывает прекрасную мысль: по мудрому предначертанию Божьему, никто не может достичь чего-нибудь для себя
своим трудом, не сделав в то же время кое-что и для другого (Chrysost., In ep. Ad Philipp. Hom. 2, 5. С. 296 – 297.).
По учению Златоуста, никто не должен предоставлять дела благотворительности только
Церкви и всецело полагаться на это. За то добро, которое делает Церковь, он не может ожидать награды.
Зато награда, заслуженная милостыней, стоит того, чтобы постараться о ней. Ведь милостыня, связанная с раскаянием,
очищает от грехов, и значение милостыни выше значения жертвы. Bсe небесные блага можно приобрести с помощью милостыни.
Таким образом, не только бедным полезны богатые, но и, наоборот, бедные богатым.
Итак, средство смягчить противоречие в обществе заключается в щедрой помощи бедным.
Богатый, не творящий милостыни, все равно, что вор. Подражание идеалу первых времен представляет собой и монастырская
жизнь, преимущество которой, по словам свя-тителя Василия Великого, в том, что она избавляет от мелких забот житейских
и переносит все тяготы, в том числе попечение о бедных родственниках, на общежитие или на игумена
(Chrysost., In ep. Ad Philipp. Hom. 2, 5. С. 295.).
...>>>
|