На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

2. Развитие учения в творениях святых отцов
    (догматическое выражение).

2.1. Учение Отцов Церкви о собственности.

2.2. Учение отцов Церкви о церковном имуществе.

2.1. Учение Отцов Церкви о собственности.

<<<...   Как христианину следует относиться к потере имущества, вытекает из учения Евангелия и посланий апостолов о цене земных сокровищ. Во времена суровых гонений христиане могли постоянно ожидать внезапной потери имущества и разорения. Ерма советует поэтому с радостью переносить потерю имущества, тем более что это является часто платой за прежние грехи (Зейпель И. Указ. соч. С. 288.).

В сочинениях, которые называются творениями мужей апостольских, в отношении двух авторство приписывается апостолам, или одному из их современников с целью придать им особенный авторитет. Это — «Учение» и «Пастырь» Ерма.

Два другие — так называемое Второе послание Климента и Послание Варнавы, — ошибочно считались творениями мужей апостольских. Хотя эти писания и не принадлежат ни апостолам, ни их ученикам, но в них, во всяком случае, в их этико-экономических взгля-дах, нет ничего такого, что представляло бы уклонение от правильного учения. То же самое можно сказать относительно ряда апокрифов.

Среди отдельных изречений Спасителя, сохранившихся как неканонические, мы дважды встречаем такое: «давать блаженнее, чем брать» (Зейпель И. Указ. соч. С. 289, прим. 93.). Еврейское Евангелие дополняет притчу о богатом юноше одной подробностью. Христос говорить здесь: «Как можешь ты ут-верждать, что следуешь закону и пророкам, когда в законе написано: возлюби ближнего сво-его, как себя самого? А как много братьев твоих, сынов Авраама, живут в нищете, томятся от голода, в то время как дом твой полон всякого добра и ты не даешь им ничего» (Зейпель И. Указ. соч. С. 289, Прим. 94.).

Учение Петра называет богатым того, кто сострадает многим и, подражая Христу, охотно отдает то, что имеет. Ведь Бог предоставил людям все Им созданное для использования во благо всех Своих детей. Потому богатые должны служить остальным людям, ибо они имеют более чем для них самих необходимо. Если бы они подражали в справедливости Христу, между христианами не было бы бедных (Зейпель И. Указ. соч. С. 290, прим. 96.).

В полемических спорах с еретическими авторами, в частности, с гностиками, считавшими материю злом и проповедовавшими преувеличенный аскетизм, нельзя было не коснуться этико-экономической области (См. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993 С. 415 – 417.). Выступая против них, отцы Церкви избирают умеренные поучения из Евангелия и Посланий Апостольских. Непреходящую ценность ветхозаветной десятины они видят в том, что она является для христиан побуждением в щедрости.

Монтанисты сами не избежали подозрения в преследовании корыстных целей. Антимонтанист Аполлоний из того, что руководители монтанистов требовали для себя подарков, делает вывод, что они не могут быть причислены к истинным пророкам. Он согласен в этом с «Учением», где выставляется тот же самый критерий для различения истинного пророка от ложного. Аполлоний порицает и взимание процентов, в чем он тоже упрекает монтанистов (См. Христианство… Т. 2. С. 176 – 177.).

Апологеты увещевают не слишком стремиться к обладанию материальными благами, причем они уже ссылаются на успехи Евангелия и на результаты опыта первых христиан. Св. Иустин хвалит христиан за то, что они охотно жертвуют деньги на общую пользу, a Tamиaн советует отказываться от земных благ, так как нетрудно обойтись без них (См. Там же. Т. 1. С. 108 – 109.).

Значительный вклад в область этико-экономических взглядов внесен александрийцами, что объясняется важной ролью Александрии, как торгово-промышленного центра. Интересно объясняет наше право собственности Климент Александрийский: оно вытекает из дружбы человека с Богом. Точно так же, как на земле друзья делятся своим добром, так человек имеет право на все, что принадлежит его Божественному Другу. А так как истинным другом Божьим можно стать только через посредство Логоса, то только христиан надо считать действительно богатыми (Clemens Alex., Cochoratio ad gentes, 12.). Но при этом христианин должен смотреть на свое имущество, как на дар Божий.

Интересна и следующая мысль святого Климента. Он советует благочестивому христианину: если хочешь помочь брату своему, не испрашивай себе для этого у Бога богатства, лучше проси Господа, чтоб Он сам помог нуждающемуся (Clem. Alex., Strom. 7, 13.).

Обладая земными благами, человек не должен пользоваться ими эгоистически, а должен делить их со своими ближними. Если этих благ нет или если их вдруг не стало, то к этому надо относиться спокойно. Собственность оправдывает свое существование лишь тогда, когда богатые делятся своим достоянием с бедными. Главная задача в том, чтобы отречься от пристрастия к имуществу в душе и духовно отвергнуть его власть. Только щедрость, проистекающая из любви, заслуживает похвалы, а не бессмысленное или ищущее популярности растрачивание своего имущества (Зейпель И. Указ. соч. С. 292.).

Учение Оригена имеет много общего с мыслями его учителя, но не лишено и некоторой самостоятельности. Он называет богатство вещью самой по себе безразличной, ни дурной, ни хорошей. Все зависит от образа жизни богатого; дурные люди имеются как среди богатых, так и среди бедных (Orig., Comm. in Matth. 15, 16.).

Ориген различает двоякого рода богатства: «слепое» и «зрячее»; истинное богатство открывает нам глаза, обогащает наш умственный взор, противоположность же его, пагубная нищета, которую напрасно называют богатством, ослепляет. Истинное богатство может быть дано как богатому, так и бедному; точно так же — богатство ложное. Поэтому надо точнее определить, какого рода богатые не войдут в Царствие Небесное, — это те, которые находятся в плену у своего богатства, это также богатые лжеучениями (Orig., Contra Cels., 7, 21.).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †