Рождение христианской Церкви повлекло за собой и образование церковного имущества. Уже на примере самой первой
христианской общины в Иерусалиме мы можем определить его канонический или же церковно-юридический статус,
который затем стал для Церкви традиционным, то есть сохраняющим свое значение до наших дней.
Обозревая структурное развитие и юридическое оформление этой традиции, мы мо-жем наблюдать
в ней различные уровни и влияния, начиная от основания, утвержденного в Богооткровенных истинах Священного Писания,
через созидательный опыт святых отцов и учителей Церкви, их борьбу с ересями, к тем текущим, внешним переменам,
которые были определены законами и динамикой развития политико-экономических взаимоотношений с обществом и государством.
Изучаемая нами тема содержит несколько аспектов: нравственно-этический, аскетический, практический, политический и канонический. Последний представляет собой наи-более прочную основу для исследовательской работы в этой сложной области.
Спаситель Иисус Христос, хотя Сам жил в бедности и проповедовал скромность, как христианскую добродетель, тем не менее не налагал на Церковь какого-либо обязательства постоянно пребывать в полной нищете, но часто поучал слушателей о мере в употреблении необходимого имущества, благословив тем самым будущую Церковь на его благоприобретение и благоупотребление для своих насущных потребностей, как об этом свидетельствуют множество мест Священного Писания
(Блаж. Августин из текста Св. Писания выводит начало церковного имущества:
“habebat Dominus loculos et a fidelibus oblata conservans et suorum necessitatibus et aliis indigentibus tribuebat.
Tunc primum ecclesiasticae pecuniae forma est instituta” (Tractat. 62 in Jon., n. 5, tractat. 50, n. 11)).
В совете Христа отдельным личностям, — разделить их имущество с бедными, мы должны видеть Его указание на способ приобретения имущества необходимого для поддер-жания церковной общины, и направление, которому Церковь должна следовать в имущественных отношениях для достижения своей основной цели. Примеры апостольского времени свидетельствуют, что Церковь стала действовать именно в этом направлении в самом начале своего существования (Деян. 2, 44, 45; 4, 34–37; 5, 1–11).
В Книге Деяний святых Апостолов мы читаем: “Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого” (2, 44–45). “Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями и домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду” (4, 34–35).
Однако, как следует из приведенных отрывков Книги Деяний, первые христиане не ставили своей целью совместную хозяйственную деятельность. Она состояла в том, чтобы никто из членов общины независимо от своего достатка ни в чем не имел нужды. Иными словами, провозглашенное Христом равенство людей перед Богом должно было найти в Церкви свое практическое воплощение прежде всего в том, что каждый ее член должен был быть обеспечен всем потребным для жизни.
Приношения алтарю, постоянные и чрезвычайные сборы, деньги, опускавшиеся в церковные
сокровищницы, значительные пожертвования от богатых семейств, переходивших в христианство, — все это составляло
источники церковного имущества. Употребление этого имущества, после удовлетворения потребностей богослужения
и содержания клира, состояло главным образом в помощи бедным членам Церкви.
...>>>
|