На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

Церковное имущество составляют все церковные вещи, потребные Церкви  для ее внешней жизни и беспрепятственного осуществления ею своей задачи в мире. Эта задача Церкви состоит в том, чтобы правильно совершалось богослужение, чтобы христианское учение развивалось, и чтобы в церковном организме сохранялось благочиние. Церковь имеет Богом данное право на осуществление своей святой задачи на земле, а, значит, и неоспоримое право на средства, нужные ей для осуществления ее задачи.

Как общественный организм, Церковь в интересах своего существования на земле, должна владеть земным имуществом не только для обеспечения христианского богослужения, но и для содержания своих служителей и помощи всем, нуждающимся в ее поддержке.

Все церковные предметы, согласно своему назначению, разделяются в церковно-юридических источниках на: а) священные предметы (res sacrae), относящиеся исключительно к богослужению; б) предметы освященные (res religiosae), включая имущество и утварь, служащие источником дохода для покрытия издержек и содержания клира; в) вещи, включенные в церковные (res ecclesiasticae), но не освященные (Никодим Далматинский, еп. Православное церковное право. СПб., 1897. С. 516 – 517.).

12-е правило VII Вселенского Собора провозгласило принцип неотчуждаемости церковного имущества (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Т. 1. М., 1996. С. 621.). Таким образом, важные вопросы, связанные с распоряжением имуществом епархии, епископ должен был разрешать соборно, опираясь на мнение либо своего клира, либо вышестоящего церковного собора. Должна быть подконтрольной, и согласованой со своим епископом и деятельность пресвитеров по распоряжению имуществом вверенного им прихода (Правила Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима. Т. 1. М., 1996. С. 621.). При изложении учения об имущественном праве Церкви должно особо говорить о церковной собственности, и отдельно о содержании клира.

Ответственным за церковное имущество в пределах своей епархии является епископ, давая отчет в своем управлении только Богу (Апост. правила 38, 41.). Учитывая большой объем связанной с этим работы, он обязан иметь при себе для заведования имуществом эконома, который выполняет его распоряжения (IV Всел. Собор пр. 26; VII Всел. Собор пр. 11.). Хозяйственная деятельность епископа и его эконома не является бес-контрольной. Древние церковные правила предписывают иметь опись всего церковного имущества в пределах епархии (Карф. Собора пр. 42.). При этом клир епархии должен знать, что входит в имущество епархии, и в случае кончины не смешивали бы его с личным имуществом епископа.

В первоначальной Церкви, когда всякое небольшое местечко имело своего епископа, управление этим незначительным имуществом было весьма несложно. Епископ определял из этих приношений одну часть для нужд богослужения и содержание помещений, другую на содержание себя и клира, а третью на вспомоществование бедным членам Церкви (Justin. Apol. I, 66 и 67.).

Когда же, затем, было установлено в небольшие местечки ставить не епископов, а пресвитеров, и явились приходы в нынешнем смысле, тогда должен был измениться и прежний порядок, и управление приходским имуществом перешло к священнику, который нес ответственность за свое управление перед епископом, от которого зависел приход.

Для управления приходским имуществом, когда оно увеличилось, из светских членов прихода было поставлено несколько епитропов, старост или попечителей, которые, под непосредственным наблюдением приходскаго священника и с ответственностью пред епархиальным епископом, управляли всем принадлежавшим приходу имуществом.

Аналогично с тем, как было устроено управление имуществом одного прихода, во многих церквах была признана целесообразность содействия верных мирян и в управлении имуществом, составлявшим общую собственность целого церковного округа, начиная с округов благочинных и кончая округами патриapхов. То же самое было и в более обширных округах церковных областей (62).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †