На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.4. Приобретение церковного имущества.

<<<...   Эти и тому подобные учреждения пользовались особыми преимуществами, дарованными им греко-римскими императорами, каковы свобода имущества, пожертвованного для благочестивой цели от четвертой части наследства (quarta Falcidia) (Nov. Justin. 131, с. 12. На основании Lex Falcidia, Digest. XXXV, 2, 1.); право епископа распоряжаться пожертвованным имуществом согласно воле жертвователя, если для этого не назначено особого лица, и т. д. (Сod. Justin. I, 3, 28, 49, Nov. 131, с 11.).

II. Приобретение имущества по различным условиям между живыми людьми (actus in-ter vivos), происходит путем дарения или купли.

Дарение (donatio) есть условие, по которому кто-либо дает Церкви нечто из своего имущества, или законным образом обещает дать то, что по закону не обязан, с целью увеличить этим имущество Церкви и принести ей пользу (Digest. XXXIX 5, 1.). При дарении Церкви общее церковное право признает за ней некоторые особые преимущества, между которыми одно состоит в том, что дарение остается обязательным и тогда, когда оно только обещано, но еще не совершено (Digest. XXIV, 1, 23; L. 12, 1—3. Номокан. II,1.), и что владение отданными в дар предметами становится полным без возможности возвращения (Cod. Justin. I, 2, 23. Номоканон ib.).

Купля (emptio) — есть договор, по которому какой-нибудь предмет уступается одним лицом другому за известную цену (Instit. Justin. II, 23, 24. Digest XVIII , 1.). По общему церковному праву, Церковь может поку-пать всякую продающуюся вещь, а по аналогии с предписаниями римского права, в церковную собственность переходят и те вещи, которые куплены лицами, заведующими церковным имуществом, для себя, но на церковные деньги (Cod. Justin. Ш, 32, 8; V, 39, 2.).

Остальные договоры, по которым Церковь может приобретать имущество, те же, что и для частного имущества. Как может Церковь приобретать имущество по договорам, так может она приобрести его по условию, о временном пользовании (usucapio, praescriptio, longi temporis). Временное пользование есть бесспорное право владения, в качестве собственника, каким-либо имуществом в продолжение определенного законом времени (Digest. XLI 3, 135.). Вообще, в вопросе пользования каноническое право следует римскому праву.

К самой ранней недвижимой собственности Церкви принадлежали особые места для погребения. IV Вселенский Собор, состоявшийся в 254 г. в Карфагене под председательством св. Киприана, высказывает порицание испанскому епископу Марциалу, похоронившему своих сыновей по обряду язычников на одной языческой коллегии рядом с неверующими. Значит, христиане имели свои места для погребения, где они могли быть похоронены отдельно от язычников. Последнее было возможно лишь в том случае, если вся коллегия, кото-рой принадлежал кладбищенский участок, состояла исключительно из христиан.

О другом недвижимом имуществе Церкви говорится в приводимом Лактанцием эдикте Лициния о веротерпимости (313 г.) (Lact. De mort. persecut., 48; Ср. Суворов Н.С. Указ. соч. С. 387.). Этот эдикт постановляет возвратить христианам отобранные у них места их собраний; лица, которые тем временем купили или получили в дар эту недвижимость, не имеют права требовать вознаграждения. Позднее это предписывается и относительно других недвижимостей, не служивших прежде местами собраний христиан, но принадлежавших не отдельным лицам, а всей корпорации, т.е. Церкви. Тем, кто в точности исполнит это постановление, император обещает возместить их убытки.

Некоторое сходство с эдиктом Лициния, представляет по своему содержанию 15-й канон Анкирского собора 314 г.; этот канон постановляет, что Церковь может требовать обратно земли, бывшие прежде ее собственностью, но проданные священниками во время вакантности епископского престола; смотря по обстоятельства, Церковь не всегда даже обязана возвращать лицам, купившим эти земли, уплаченные ими деньги.

Мы видим здесь начало церковного законодательства в защиту церковного имущества. Знаменитый собор в Антиохии (341 г.) тоже издает постановления об управлении церковным имуществом. Оно должно находится в руках епископа, которому вверено попечение о душах всей паствы. Но священники и дьяконы тоже должны быть самым точным образом посвящены в состояние церковного имущества, дабы они, в случае смерти епископа, знали, на что простираются имущественные права их Церкви и могли отстаивать их (Syn. Antioch. In encaeniis, can. 24.).

Впрочем, речь идет не только о сохранении, во что бы то ни стало, церковного имущества, а о праве распоряжаться им по своему усмотрению. 25-й канон того же Собора говорит, что епископ имеет право выдавать из церковного имущества нуждающимся; канон лишь призывает епископа поступать при этом добросовестно и богобоязненно. Епископ имеет право брать и для себя из церковного имущества необходимое, если нуждается в этом, а также для братьев, т.е. для иногородних епископов, пользовавшихся его гостеприимством, но только необходимое.

Если же он, не довольствуясь этим, употребит церковное имущество на свои личные потребности или представит заведование церковными доходами своим домочадцам или родственникам, вместо того чтобы распоряжаться ими с согласия священников и дьяконов, то позволившего себе такое нарушение своих полномочий должен призвать к ответу епархиальный синод.

39–й апостольский канон говорит, что епископ не имеет права уделять из церковного имущества даже своим родителям, за исключением того случая, если они терпят нужду; в та-ком случае они будут на таком же положении, как и другие бедные. 72-й апостольский канон налагает тяжелые наказания на клириков и мирян, употребляющих для личных целей церковный воск и елей.

73-й канон направлен против злоупотребления церковными сосудами. Упомянутый уже Собор в Гангре налагает наказания на тех, которые самовольно присваивают себе приношения натурой в пользу Церкви, а также на тех, которые отдают эти приношения в ненадлежащие руки. Поводом к этому послужили те же эвстафиане, которые в качестве “Божиих святых” заявляли притязания на церковные сборы.

Из этих канонов мы усматриваем также, что часть церковных доходов состояла в приношениях натурой. VI собор в Карфагене в 401 г. ограничивает право епископов распо-ряжаться церковным имуществом, запрещая им продавать церковное имущество без согласия примаса. Впрочем, принятый в “Codex canonum ecclesiae Afrikanae” 33-й канон гласит менее строго. Он постановляет, что епископы не имеют права продавать церковное имущество без ведома своего синода или своих священников. XVIII собор в Карфагене в 421 г. снова требует согласия синода или примаса (Цитируется по: Зейпель И. Указ. соч. С. 74 – 76.).

 
на главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †