На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

<<<...   Аналогично с тем, как было устроено управление имуществом одного прихода, во многих церквах была признана целесообразность содействия верных мирян и в управлении имуществом, составлявшим общую собственность целого церковного округа, начиная с округов благочинных и кончая округами патриapхов. То же самое было и в более обширных округах церковных областей (Павлов А. Об участии мирян в делах церкви с точки зрения правосл. канонич. црава. Казань, 1866 г.).

Законы византийской империи Православная Церковь приняла в свои канонические сборники. Сообразно с ними устроены и частные органы управления церковным имуществом. Общим имуществом отдельных областных церквей управляют их высшие центральные учреждения. Такие учреждения по управлению церковным имуществом в константинопольском и болгарском патриархате состоят из членов, духовных и светских, в остальных церквах это управление ведется без непосредственного содействия мирян под контролем государственной власти (Никодим Далматинский, еп. Указ. соч. С. 539.).

Цели использования церковного имущества епископом, его экономом и руководителями приходов — пресвитерами также имеют в корпусе канонов Православной Церкви свое четкое предназначение. Прежде всего оно не может служить для извлечения личной выгоды должностными лицами Церкви (Апост. правило 38, 73; Антиох. Собора - 24, 25; Карфаг. Собора - 42; Феофила Александрийского пр. 10.). Его назначение — служить поддержанию деятельности церкви, а также задачам благотворительности (Антиох. Собора пр. 25; Феофила Александрийского пр. II.)

Употребление церковного имущества определяется уже само собой его целью. Номоканон и все грекоримское законодательство запрещают под угрозою тяжелого наказания употреблять это имущество на что-либо, не относящееся, по крайней мере, посредственно, к этой цели. Они запрещают продажу и вообще разделение церковного имущества (Ап. кан. 38, VII Всел. сСб. кан. 12 и 13; Анк. соб. 15; Кирилла Алекс. кан. 2; Номокан. II, 1; XI, 1.)

Подобно этому, определения патриарших синодов средних веков воспрещали не только формальную продажу собственности Церкви, но и всякий другой договор, могущий повредить церковному имуществу, равно как и всякое употребление его на какую либо постороннюю цель. Исключение допускается только в том случае, если продажа необходима для удовлетворения какой-нибудь ближайшей церковной потребности; (Карф.соб. кан. 26 и 33; толкование Вальсамона.) когда должно помочь какой-либо обедневшей церкви или бедным; (Определение Конст. Патр. Синода окт. 1027 г.) или когда она может принести для Церкви большую выгоду. Всякая же продажа церковного имущества, которой нельзя оправдать ни одною из этих причин, недействительна.   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †