На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

<<<...   Помогая бедным, больным, вдовам, сиротам и подобным лицам, Церковь непосредственно стремилась к достижению одной из своих главных задач, а вместе с тем, и устраняла из общественной жизни неравенство между богатым и бедным населением, существовавшее в языческом римском государстве. Тем же объясняется и отношение, в которое стало греко-римское законодательство к церковному имуществу, начиная с Константина Великого. В этом законодательстве часто отмечается, что так как бедные получают помощь, главным образом, из церковного имущества, то должно заботиться об умножении этого имущества и освобождении его от государственных и других повинностей (Cod. Theodos. XIII, 1, 5, XVI, 2, 6, 10, 13; Cod. Just. I, 2, 12, 3, 13 sq.).

Из Книги Деяний можно вынести ошибочное впечатление, что у первоначальной Церкви не было недвижимого имущества. Обыкновенно, наряду с деньгами, также непосредственно жертвовалось и недвижимое имущество — дома, где устраивались собрания общины, а также земельные участки, которые могли использоваться как места погребений.

При этом могло сложиться представление, что первые христиане жертвовали Церкви все свое имущество, что также неверно. Конечно, среди них были люди и особо ревностные, которые полностью все свое достояние посвящали Богу, избирая для себя всецелое служение Церкви, которое нередко проходило в странствованиях для проповеди о Христе, образцом чего были сами Его Апостолы.

Однако та же Книга Деяний свидетельствует, что имущественное неравенство среди членов первых христианских общин было значительным, и цель добровольных пожертвований, в той или иной форме передаваемых Церкви, то есть собранию верующих, состояла прежде всего в том, чтобы ее неимущие члены немедленно получили все необходимое для жизни.

Уже в конце первого века христианская Церковь широко распространяет свое влияние в пределах Римской империи от аравийской пустыни на востоке до Испании на западе и от Скифии на севере до Нубии на юге. Археологические данные наглядно свидетельствуют, что христианские общины обладали к этому времени разнообразным имуществом, виды которого стали для Церкви традиционными.

В начале все свое разнообразное имущество Церковь получала в виде пожертвований, но оно еще не воспринималась, как постоянное, так как по причине неприязненного отношения к ней языческой государственной власти, она ежеминутно могла быть отнята, как это и случалось на деле.

В I–III вв. первохристианская Церковь не только не получила юридического признания в глазах римской власти, но христианство воспринималось государством как запрещенная религия (religia illicita). Это обстоятельство не только навлекало время от времени на Церковь гонения, но и препятствовало возможности юридически оформить свое имущество как законной общественной структуре (collegia licita). Приобретая на пожертвованные деньги участок земли для погребения своих членов, христианская община могла попасть только под узаконение погребального товарищества (collegia funeratica).

Однако указом императора Валериана в 257 году христиане и этого права были лишены, и, находясь на нелегальном положении, проводили свои встречи в подземных катакомбах. Этот указ предписывал казнить должностных служителей Церкви, а христиан — «сена-торов, высокопоставленных лиц и всадников римских лишать достоинств и отбирать от них имущество, и если и после этого останутся твердыми в христианстве, то отсекать им головы; благородных женщин по лишению имущества ссылать в изгнание» (Мученические акты св. Киприана.). Как видим, указ предусматривал конфискацию имущества состоятельных христиан, обеспечивавших ее материальное положение.

Миланский эдикт соправителей Константина и Лициния, изданный в 313 году, не только закончил эпоху гонений на Церковь, но и предоставил ей гражданские права, а в том, что касалось церковного имущества устанавливал полную реституцию. Причем, если эти сооружения и прилегающие в ним земельные участки оказывались купленными у государства частными лицами, то они подлежали выкупу у владельцев за счет казны (Lact., De mort. persecut., 48 (Litt. Licinii). Текст см.: Зейпель И. Указ. соч. С. 71.).

По мере развития европейской христианской цивилизации состав церковного имущества усложнялся. Церкви и монастыри получали земли и другое движимое и недвижимое имущество, имели развитое хозяйство, или приносили доходы, покрывающие расходы Церкви. Все элементы церковной культуры, включая произведения искусства и предметы быта, становились его неотъемлемой частью (Иннокентий (Павлов), игум. Правовой статус церковной собственности… // Вопросы Экономики. 1994. № 9. С. 103.

Масштабы традиционной для Церкви благовестнической и каритативной деятельно-сти, охватившей тогда практически все общество, требовали немалых средств, а развитие христианской культуры, важнейшим элементом которой становилось образование, привело к тому, что объектами ее собственности становились здания учебных заведений различного уровня, библиотеки, типографии, художественные мастерские и хранилища древностей и архивы.

Развитие форм церковного имущества и хозяйства имело различные стадии и этапы, от первоначального запрета к полному благоприятствованию, а затем обратно. Историческому обзору этого процесса посвящена особая глава нашей работы.

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †