На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

<<<...   Теория Божественной собственности имеет источник в римском праве, но не совместима с христианским мировоззрением. К Богу не применимы юридические понятия.

Теория Собственности бедных (нищих). Согласно этой теории, церковное имущество рассматривается как данное Богу для оказания помощи бедным. Она пользовалась популярностью в Древней Руси.

Теория Общецерковной собственности. Признает субъектом права лишь Церковь в целом, берет начало в западноевропейских концепциях целевого имущества, согласно которым собственником является не лицо, а цель. В России признается с конца XIX столетия.

Институционная теория. Основана на традиции византийского законодательства. Эта традиция была воспринята древнерусским правом – известно, что владения архиерейских кафедр и монастырей не относились к общецерковной собственности, но признавались собственностью отдельных церковных учреждений. Гражданские законы России к XIX — началу XX вв. также признавали собственниками отдельные церковные установления (Суворов Н.С. Курс церковного права. Ярославль, 1890. С. 401 - 415.).

Церковная община может иметь участие в управлении церковным имуществом, но это еще не дает ей права на владение им, потому что в таком случае и всякий опекун мог бы считаться собственником вверенного ему имущества. Члены общины, пожертвовав что-нибудь на Церковь, не имеют уже права сами располагать своими пожертвованиями а только и всегда с разрешения церковной власти.

Не имеет также никакого под собою основания и учение, что владение церковным имуществом принадлежит государственной власти. Это противно положительным постановлениям канонического права и законам христианских государей, которые всегда отличали церковное имущество от государственного. Государственное владение церковным имуществом должно неизбежно повести или к цезаропапизму, или к социализму.

Православное церковное право в этом вопросе держится того, что говорят церковно-юридические источники времени нераздельной Церкви. В этих источниках упоминается и признается каждая отдельная местная церковь субъектом той части общего церковного имущества, которое принадлежит ей и приобретено ею через пожертвования, наследства, завещания или другим подобным образом. Местная церковь имеет все права, которыми пользуется всякий юридический собственник, и она сама для себя и для третьих лиц представляет самостоятельную юридическую личность.

Это каноническое учение Церкви о самостоятельном владении каждой отдельной местной церкви своим имуществом так прочно укоренилось в церковной практике, что епископам строго воспрещалось употреблять имение одной церкви на другую, хотя бы обе эти церкви были и подчинены ему, то есть были бы частями одной епархии (Никодим Далматинский, еп. Указ. соч. С. 525.).

Кроме поместных Церквей, канонические источники признают субъектом собственности так же монастыри и все учреждения, имеющие благотворительную цель, т.е. уход за больными, содержание бедных, воспитание сирот и т.п.(Nov. 131, с. 10; Ср. Вальсамона толков. IV Всел. Соб. кан. 8.). Это было усвоено и греко-римским законодательством, которое признало юридическим лицом всех, кого таковым признавала Церковь, сверх того, между законами греко-римских государей мы находим предписание, что имение, завещанное просто во славу Божию, должно перейти в полное владение церкви того места, где жил завещатель.

 
на главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †