На главную
O себе
О Св. Бл. Иерониме
Статьи
Архив
Фото
 
  † На главную † Контакты †
<< Обратно к катологу - "Статьи" <<

3. Развитие учения в документах Соборов
    (каноническое закрепление).

3.1. Имущественное право Православной Церкви. Общий обзор.

3.2. Канонические правила распоряжения имуществом Церкви.

3.3. Право собственности и субъект церковного владения.

3.4. Приобретение церковного имущества.

3.5. Привилегии церковного имущества.

3.4. Приобретение церковного имущества.

Источники церковного имущества в первые времена Церкви состояли в  доброхотных приношениях христиан в разной форме. Упоминаются и десятины (decimae) в пользу церкви и клира, хотя и не обязательные для всех (Апостольские постановления 2, 25; 7, 29; 8, 30, 31, 40. Origen., Hom. 11 in Num. Cyp-rian., De unitate ecclesiae sub fine. Epyphan., Haer. 8. Chrysost., Hom. 77 in Math.). С течением времени, Церковь начала получать и различное недвижимое имущество (Эдикт Лициния 313 г. См. св. Евсевий Неокесарийский. Церковная история. Т. II, гл. 10, стр. 5.), а в Антиохийских соборных канонах IV века (канон 24) упоминаются поля, составлявшие собственность Церкви и бывшие источником покрытия церковных расходов.

Государственная власть, начиная с Константина Великого, оказывала Церкви свою поддержку. Пожертвования стали оформляться уже согласно предписаниям гражданских за-конов. В римском праве приобретение имущества различается двоякое: приобретение по случаю смерти (mortis causa) и приобретение по соглашению между живыми (actus inter vivos).

I. Между способами, c помощью которых Церковь может получить имущество по случаю смерти, первое место занимает наследование по завещанию (ex testamento) (Никодим Далматинский, еп. Указ. соч. С. 527.). Право Церкви наследовать имущество благочестивых христиан было признано за ней рим-ским законодательством тотчас после того, как христианская вера стала государственной религией. Право наследования без завещания (ab intestato) касается, главным образом, имущества, остающегося после смерти лиц, принадлежащих к клиру; а иногда и других лиц, вне клира, которые умерли, не оставив завещания.

Относительно клириков, в случае их смерти без завещания, постановлено, что оставшееся имущество их составляет наследство их родственников до четвертого колена, а если таковых нет, то все имение переходит в собственность Церкви и употребляется на церковные потребности и на благотворительные учреждения, состоящие под церковным управлением (Толкование Зонары и Вальсамона 22 кан. IV Всел. Собора.). С небольшими изменениями то же предписывает и греко-римское законодательство (Cod. Justin. I, 3, 34, 42. Nov. 131, с. 13.), постановления которого по этому предмету вошли в канонические сборники (Номокан. X, 5. Синтагма Властаря, ? , 4.). Греко-римское законодательство признало за Церковью право наследования и после мирян, не оставивших завещания. По древнему обычаю их наследники считали своей нравственной обязанностью жертвовать из полученного наследства до одной третьей части в пользу Церкви на помин души умершего.

Константин Багрянородный распространил закон на наследства всех, умерших без завещания, которые не оставили родных детей, а в XIV веке Андроник Палеолог старший узаконил, что после смерти мужа или жены одну часть наследства получает оставшийся из них в живых, другую — родители умершего, а третью — Церковь. Законы эти внесены в канонические сборники и сделались общей нормой в Греческой Церкви (Ср. синтагму Властаря К, 12.).

Самый богатый источник церковного имущества составляют пожертвования на бла-гочестивые цели (legata ad pias causas). Церковь по отношению к пожертвованиям не есть собственник в обычном юридическом смысле, и ей, следовательно, в лице местного епископа, принадлежит лишь право высшего надзора над пожертвованным имуществом, и управление им.

Жертва — древнейшая форма проявления чувств человека, выводящая его сознание за пределы рационального действия и мировосприятия, когда вопреки своим материальным интересам человек отдает свое и себя во благо ближнего; посредником же между получате-лем жертвы и жертвователем является Бог, который и дал абсолютную и непререкаемую заповедь жертвенной любви. Вне такой связи жертва не может состояться.

Таким образом, бытие и генезис церковной собственности законны в той мере, в какой законно свободное и высокое чувство жертвующего человека. Собственник добровольно отчуждает от себя объекты собственности в пользу Церкви, удовлетворяя свои нематериальные потребности, связанные с мировоззрением и с верой в Божество, принимающее от него это приношение. Такие нравственные и бескорыстные чувства и действия должны быть уважаемы всеми и охраняемы государством как гарантом гражданского мира и согласия (Шведов О. Возвращение религиозным объединениям… // ВЭ. 1994. № 9. С. 125.). К объектам пожертвований относятся — содержание храма ради спасения души, или же вспомоществование имеющим потребность в братской помощи, а именно: содержание домов для путешественников; бедных, больных, брошенных детей, сирот, престарелых, для воспитания юношества и т. д. (Cod. Justin. I, 2. 23. Nov. 131, с. 10.).   ...>>>

 
На главную На верх
О себе † О Св. БЛ. Иерониме † Статьи † Архив † Фото †